КУРБАН БАЙРАМ. Проповедь Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина

Пресс-служба ДУМ ПК
КУРБАН БАЙРАМ. Проповедь Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина

Проповедь Председателя СМР и ДУМРФ
Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в Московской Соборной
мечети в день Ид-аль-Адха - Курбан-Байрам
21 августа 2018 года

Дорогие мои братья и сестры!
Уважаемые мои единоверцы!
Уважаемые соотечественники!

От имени Совета муфтиев России и Духовного Управления мусульман Российской Федерации сердечно приветствую вас с мусульманским приветствием
Ассаляму алейкум ва рахматулахи ва баракатух! Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!

Сегодня мы с молитвами отмечаем великий день, Ид ал-Адха, Курбан-Байрам, благословенный праздник Жертвоприношения!
Пользуясь предоставленной Российским государственным телевизионным каналом «Россия-1» возможностью, хочу передать самые радýшные приветствия и поздравления с Праздником Ид ал-Адха — Курбан-Байрамом всем гражданам нашей страны, гражданам стран Содружества Независимых Государств, а также всем, кто поздравил нас, российских мусульман. С праздником вас!

Мусульман поздравил Президент Владимир Путин:

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с Курбан-байрамом — древним праздником, который обращает верующих к истокам и ценностям ислама.
Курбан-байрам призывает к добру и справедливости, милосердию и благочестию, бережному и сердечному отношению к окружающим, к своим ближним. Эти высокие гуманистические идеалы — являются прочным фундаментом морально-нравственного воспитания человека.
Важно, что и сегодня подлинные ценности ислама продолжают служить основой духовной жизни мусульманской общины России. Помогают объединять людей, следовать традициям добрососедства между представителями разных народов, вероисповеданий и культур, которые в нашей стране — имеют глубокие исторические корни.
Счастья вам, мира и благополучия.

В. В. ПУТИН

Нас поздравляет Глава Правительства России Д. А. Медведев:

Уважаемые друзья!

От всей души поздравляю вас с праздником Курбан-Байрам.
Этот день наполнен для всех мусульман самыми светлыми чувствами и ожиданиями. Он символизирует милосердие, призывает к добру и взаимному уважению, верности многовековым традициям, почитанию старших. Ведь преемственность поколений — это то, что испокон веков объединяет российских мусульман.
С каждым годом жизнь мусульманской общины наполняется новыми созидательными идеями и инициативами. Проводится просветительская и воспитательная работа, в том числе с молодежью. Возрождается благотворительность, совершенствуется система религиозного образования, строятся новые мечети. Всё больше верующих отправляются в паломничество к мусульманским святыням. Это говорит о вашем большом и непрерывном труде.
Мы высоко оцениваем наше взаимодействие с Духовными управлениями мусульман России. Поддерживаем вашу вовлеченность в общественную жизнь нашей страны. Считаем ее фундаментом для межнационального и межрелигиозного диалога. И, конечно же, приветствуем ваши усилия по противодействию религиозному экстремизму и нетерпимости.
Уверен, что и в дальнейшем мусульманское духовенство будет вносить большой вклад в поддержание согласия в обществе.
Желаю вам благополучия и успехов во всех начинаниях.

Д. Медведев

Мэр Москвы С. С. Собянин поздравил мусульман:

Уважаемый муфтий!

Сердечно поздравляю Вас с наступлением одного из самых почитаемых мусульманских, праздников — Курбан-байрам.
Этот древний праздник знаменует завершение паломничества к исламским святыням, объединяет людей на основе многовековых нравственных ценностей. Курбан-байрам призывает к внимательному отношению к ближнему и наполнен особой заботой о тех, кто нуждается в поддержке и помощи.
В этот праздничный день хочу отметить большой вклад мусульманской общины Москвы в развитие межконфессионального диалога и общественной жизни, укрепление взаимопонимания и добрососедства в нашей столице.
Желаю Вам, уважаемый муфтий, всем мусульманам Москвы крепкого здоровья, мира, добра и благополучия

С. С. СОБЯНИН

 Мусульман России также поздравляют Главы зарубежных государств. В частности, свое поздравление мусульманам России, а также своим соотечественникам, находящимся в различных уголках Российской Федерации лично направил Президент Киргизской Республики Сооронбай Шарипович Жээнбеков. Хотелось бы отдельно отметить, что Чрезвычайные и Полномочные Послы арабских и мусульманских стран в Москве, в частности, Королевства Бахрейн, Ливии, Королевства Саудовская Аравия, Судана, Иорданского Хашимитского Королевства, Республики Ирак, Туниса также разделяют с нами радость этого светлого праздника, и передают российским единоверцам самые добрые пожелания добра и мира от имени руководства, народов, и мусульман своих стран. Cегодня в нашем зале участвует на намазе Ид аль Адха Государственный министр по делам обороны ОАЭ шейх Мухаммед бин Ахмед аль-Бауарди. Он также передает поздравления и молитвенные пожелания от имени своей страны мусульманам России.

Поздравления с праздником Курбан-байрам направили Председатель Госдумы Федерального Собрания РФ Володин В.В., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Матвиенко В.И., Руководители Министерств и Ведомств, Главы Республик, политические и общественные деятели. Мы признательны им всем и искренне благодарим за поздравления в адрес мусульман России и также посылаем им наши теплые приветствия, поздравления и самые лучшие пожелания мира, милости и благословения Всевышнего.

Вчера был день Арафата. Как говорил наш пророк Мухаммад салляЛлаху аляйхи ва саллям (сас): «Без стояния на Арафате, нет Хаджа!». Миллионы паломников, совершающие хадж, вчера завершили обряды хаджа на Арафате. Далее в долине Муздалифа собрав размером с горошек камушки для Джамарата — места для символического побиения Иблиса — Сатаны, вернулись в долину Мина вблизи Благословенной Мекки.
Мы, мусульмане, когда приступаем к чтению Священного Корана, всегда начинаем со словами: «А’узу биЛляхи минаш-Шайтанир раджим» — что означает — «Я прибегаю к защите Аллаха от зла изгнанного и побиваемого камнями Шайтана» и вспоминаем историю Ибрахима и Исмаила, аляйхим салям, мир им!

И наши паломники в завершение Хаджа, выполняя обряд символического изгнания и побивания Шайтана молят Аллаха о защите от зла и искушения Шайтана.

А Священная история библейских и коранических пророков Ибрахима (Авраама) и Исмаила (Измаила) такова и связана с обрядом Жертвоприношения — Курбаном!
Пророк Ибрахим, думая, что Господь ждет, чтобы он принес своего сына Исмаила в жертву, идет на место жертвоприношения вместе с сыном. В это время Шайтан-Сатана говорит Исмаилу: «Ты такой юный, ты еще не наслаждался жизнью, не иди с отцом, он же тебя ведет на заклание! Не слушай своего отца, беги!»
Исмаил ответил: «Я повинуюсь воле моего отца и моего Создателя Господа! И они найдут меня из покорных и терпеливых." Это услышал Ибрахим и спрашивает сына: «С кем ты разговариваешь?» Исмаил сказал, что кто-то призывает его ослушаться и не подчиняться воле Всевышнего и отца. Пророк Ибрахим на это сказал: «Сын мой, а ты побей его камнями!» Исмаил так и поступил, начал бросать камни в Шайтана и изгнал его.

Вот эта история пророков и есть показатель крепости веры Ибрахима и Исмаила. И это заложено в основу нашего Праздника Курбан — Байрама! А само слово Курбан означает — БЛИЗКИЙ, БЫТЬ БЛИЖЕ!

И главное, Курбан — это милость! Милость Всевышнего Аллаха и Его повеление: не проливать человеческую кровь! А для достижения духовного приближения и обретения милости Господа Всевышнего необходимо сохранить жизни людей, укреплять силу духа и веры, стать милосердным и сострадательным, творить добро и остерегаться от зла и греха.
Паломники, вчера завершив обряды Хаджа, переполненные радостью, идут в Благословенную Каабу и со слезами на глазах произносят слова восхваления Всевышнего и многократно повторяют:
«Ляббайка Аллахумма… О, Мой Господь! О, Аллах! Вот я перед Тобой!». И среди этих миллионов паломников и наши 22 тысячи 500 мусульман, которых мы в этом году направили из России в Хадж. Мы в молитве за них! И они в молитве за нас.

Дорогие единоверцы!

Давайте и мы, как и наши паломники, прочитаем Тальбию.
Ведь, мы также стоим перед нашим Господом Всевышним Аллахом, ведь, мы тоже пришли совместно молиться и поклоняться Ему!

«Ляббайка Аллахумма ляббайк, Ляббайка ля шарика ляка ляббайк! Инналь хамда, ван-ни’амата ляка валь мульк, ля шарика ляк!»

О, Аллах! Прими наши молитвы, очисти наши души, умножь наши благодеяния, даруй нам Свою милость — Рая и защити нас от огня Ада, аминь, йа, Раббаль ‘Алямийн!
Традиционно на праздничные намазы в мечетях и общинах нашей страны собираются представители самых разных народов России и даже мира, всех возрастов — от мала до велика.

Облачившись в красивые, порой в национальные одеяния, верующие украшают собой наступивший праздник, а также своим видом раскрывают смысл слов Всевышнего Творца:

«О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины [Адама и Евы] и сделали вас народами и племенами для того, чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).

Наше государство исторически базируется на таких незыблемых основах, как вера, нравственные устои, семейные ценности, что в совокупности определяет уклад жизни населения страны с ее национальным, религиозным и языковым многообразием.

Дай Аллах, и дальше следовать этим базовым ценностям нашего общества. Прочтенный выше аят призывает хранить нашу культурную и национальную идентичность, что имеет особую значимость в современных реалиях, когда мы часто видим пересечение разных поколений с разными убеждениями и ценностями даже внутри одной семьи.

 Дорогие мои братья и сестры!

Свою праздничную проповедь я хочу посвятить вечно важной и современно актуальной теме — преемственности поколений, основываясь на аятах Священного Корана и досточтимой Сунны пророка Мухаммада Салляллаху алейхи ва салям (да благословит его Аллах и приветствует).
Преемственность поколений — это не только передача от старшего поколения младшему, от отцов и дедов к сыновьям, от матерей и бабушек к дочерям накопленных ими знаний, умений, практических навыков, но в первую очередь, закладывание духовного фундамента, без которого людям трудно обрести себя и раскрыть заложенный в человеке великий потенциал.

Изучая страницы истории, вспомним пророка Ибрахима и его сына Исмаила, которым отведено огромное место по значению в Священном Коране. Всевышний Аллах называет пророка Ибрахима (Авраама) «Халилуллах» — «другом Аллаха».
Братья и сестры!

А вы не задумывались, почему, по какой причине Аллах удостоил Своего пророка Ибрахима -Авраама такой чести? Одну из причин ежегодно мы вспоминаем во время праздника Курбан-байрам.

Это готовность отца пойти на великую жертву в знак покорности своему Господу, которая в конечном итоге послужила лишь испытанием для обоих. Его сын Исмаил (Измаил) был любимым первенцем, он же является праотцом арабов, из среды которых вышел пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Священная история пророков показывает: по Божественному велению Ибрахим, алейхис — салям, готовился смиренно исполнить обряд жертвоприношения над Исмаилом (мир им), понимая то, что это является великим испытанием. Достойно пройдя его, Ибрахим и Исмаил доказали крепость веры и смиренность повелениям Господа и за это Всевышний почтил их и удостоил особым положением среди верующих в обоих мирах, заменив человеческую жертву жертвенным бараном.

Миновали века, но по сей день мусульмане всего мира в память о тех событиях совершают ритуал, олицетворяющий собой высокие идеалы служения Богу, почитание заповеданных Творцом ценностей, данных в назидание будущим поколениям.

Мы видим, что взаимоотношения отца с сыном полны взаимного уважения и доверия. Только прислушайтесь, как ведут они диалоги, как почтительно обращаются друг к другу, преисполненные искренней любовью:

«Сказал (Авраам): «О, сын мой! Воистину, я видел во сне, что совершаю над тобою заклание, что ты думаешь об этом?» [Сын] ответил: «О, отец мой! Делай то, что тебе велено. Если будет на то воля Божья, ты найдешь меня из числа терпеливых [я готов на все, от меня зависящее]» (Св. Коран, 37:103–107).

Такое послушание, такое обращение отца к сыну, а сына к отцу можно объяснить как отношение происходящее благодаря вере и любви к Создателю, как и послушание ребенка отца — и их подчинения воле Господа:

«Когда они оба согласились и он (отец) положил его (сына) на землю, на бок, Мы обратились к нему издалека: «Ибрахим (Авраам)! Ты подтвердил правдивость своего сна! Таким образом [разрешением неразрешимого и поднятием человека на качественно новый уровень] Мы, поистине, воздаем совершающим добро» (Св. Коран, 37:107) .

В современном мире происходят очень тревожные события и изменения в поведении людей, искажение, переориентация морали и нравственности в обществах разных цивилизаций. Мы задаемся вопросами: почему такое происходит, по причине отдаленности определенной части от Бога, божественных заповедей, по причине духовного упадка, утери семейных ценностей или, так называемого, «конфликта поколений», когда семьям не удается грамотно выстраивать диалог даже внутри одной семьи.

Сегодня в некоторых семьях трудно преодолеть отчуждение, а порой, и целую пропасть, возникшую между поколениями.

Всевышний Аллах никогда не оставляет человека без достойного примера для подражания. Он раскрывает Свою мудрость посредством образов реальных личностей, упомянутых в Священных Писаниях, будь они пророки или простые верующие.

Как пример хочу вспомнить еще одну историю, связанную с Ибрахимом аляйхис — салям. Являющий покорность Божьей воле сын Ибрахим и его отец, который слепо следует верованиям своих отцов. Если в первом историческом примере Ибрахима и Исмаила мы видели пример отношения двух покорных Всевышнему отца и сына, то второй исторический пример показывает взаимоотношения Ибрахима, (мир ему), и его отца Азара!

Эта история — показатель отношений между поколениями с разными взглядами и убеждениями и может напоминать и взаимоотношения наших современников.
Пророк Ибрахим, получив от Аллаха Божественные знания, стал призывать людей к истинной вере, начав со своего отца Азара. Он, как можно мягче, уважительнее и убедительнее обратился: «О, отец мой! Зачем ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит?! Оно ничем не сможет тебе помочь [это всего-навсего рукотворные идолы]. Отец мой, не обожествляй Дьявола [поклоняясь своим идолам], ведь он проявил непокорность Всемилостивому Господу. Отец мой, боюсь, что, [если ты не прислушаешься ко мне, тогда] тебя постигнет от Всемилостивого наказание, и ты станешь соратником- сотоварищем Сатаны» . (Св. Коран, 19: 42–47).

Да, мы с вами знаем: отец Ибрахима не внял его мягкому призыву.

В этом эпизоде из жизни пророка мы видим для нас глубочайший пример, который учит относиться друг к другу с любовью, заботой и состраданием.

В отношении Ибрахима к своему отцу раскрывается наилучший образец для верующих, ведь он не только не теряет надежды и терпения, призывая своего отца к Единому Господу, но и просит прощения у Всевышнего и молит о милости к тому человеку, кто стал причиной его появления на свет! Ибрахим обращается: «Я непременно буду просить у Господа за тебя прощения. Но я ничем не владею пред Богом в твою пользу [Он, Господь миров, — Владыка всего, и Ему решать].

Очень важно помнить о прошлых поколениях, ушедших в иной мир, молить Всевышнего об их прощении, совершать благодеяния за их благо, стараться быть достойными преемниками своих родителей, — это наилучшая благодарность им и своему Господу. Важно помнить слова мольбы в адрес своих родителей, упомянутые Всевышним Аллахом в Коране:

«Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя» (Св. Коран, 17:23) .

Человечество хочет видеть в своих детях продолжателей своего рода и самое лучшее в их лицах, в характере, поведении, делах, следующими по жизни, претворяя замысла и повелений Божьего!
Всевышний Аллах предписывает детям:

«Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] „уф!“ [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь, на своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (прояви милосердие)» .(Св. Коран, 17:23)

В доме, где чувствуется дух веры, нравственности и трепетное отношение пред Всевышним, где царит уважение к старшим поколениям, где крепки супружеские отношения, где процветает милосердие к младшим — все это видит ребенок. Ребенок, повзрослев, подобным образом относится к своим родителям, потом он переносит эту модель в свою семью.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не из нас тот, кто не проявляет жалости к младшим и не почитает старших».

В современных обществах из-за отдаления от основ духовности наблюдается потеря гармоничных отношений и связи между поколениями — отцами и детьми. Подрастающее поколение чувствует себя излишне самоуверенно и самонадеянно, пренебрегая опытом и мудростью старших. Часто зрелое поколение — отцы и матери, бабушки и дедушки — остаются в одиночестве, о них просто забывают. Такую старость невозможно назвать счастливой старостью.

Старость для старшего поколения может стать или покоем, или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Для старых истинной бедой становится, когда их бросают дети, когда они остаются в забвении и одиночестве.

По повелению Господа Всевышнего Аллаха и по Сунне святого пророка Мухаммада с.а.с, мир ему, уважение и почитание старших, в особенности тех, кто достиг преклонного возраста, — является непоколебимым устоем нашей веры. С одной стороны, это отводит возможные беды и несчастья, а с другой — является источником Божьей милости и помощи. Более того, уважение к старшим продиктовано тем, что они мудрее и зачастую духовно богаче нас.

Нельзя превращать старость близких в беду и несчастье. Ведь и мы когда-то состаримся. Необходимо помогать, уважать и почитать, прислушиваться к советам пожилых людей. Это тоже учение Ислама!

Смысл нашего праздника Курбан по сути также является учением Ислама и мудрым Замыслом Всевышнего! Аллах Тааля в Священном Коране говорит:
«Фа салли ли Раббика- Соверши намаз ради достижения милости твоего Господа! Ва-Нхар! — И соверши жертвоприношение!»

Жертвоприношение — по Сунне Авраама — Ибрахима, алейхис- салям, мир ему!

Как сказал Пророк Мухаммад алейхис-саляту ва саллям: «Это Курбан — жертвоприношение Сунна вашего отца Ибрахима, да прибудет ему мир и благословение!»

Жертвоприношение не для того, чтобы было мясо для еды, а с намерением заслужить довольства Аллаха, Его милости! И, что очень важно, для нашей благотворительности, милосердия и сострадания! Пророк Мухаммад с.а.с. учит: «Не дойдет до Аллаха ни мясо, ни кровь жертвенного животного, Но дойдет до Него ваша богобоязненность и искреннее добродеяние!»

Ислам учит нас быть добрыми и милосердными, сострадательными. Поэтому, мясо Курбана — жертвенного животного делится на 3 части:
Одну часть — мусульманин оставляет себе, своей семье; вторая часть — раздается бедным и неимущим, тем, кто нуждается в поддержке и помощи; третья часть — используется для угощения мясом гостей, родственников, соседей, друзей, не разделяя ни по вере, ни по национальности!

И это есть также учение и великая мудрость нашего Господа Всевышнего и Сунны Его Посланника!

Человек не должен думать только о своем мирском благополучии, о наживе, об обогащении, особенно за чужой счет, обворовывая, отбирая, обманывая других!

Не поступать несправедливо, не оставлять людей в трудном положении, в беде! Ислам учит: Господь требует быть ответственным перед людьми, перед обществом, и он ответственен перед Ним — Всевышним! Это касается всех! И все должны помнить: Никто не останется навечно на Земле, каждый возвращается к Господу Миров и держит ответ за все перед Ним!

Свою праздничную проповедь хочу завершить молитвой пророка Ибрахима, алейхис-саляма, за своих потомков и мы молим Аллаха о благотворном влиянии на сердца этой молитвы:

«Господи, прими это от нас [благим поступком и действием, приближающим нас к Тебе]. Поистине, Ты все слышишь и все знаешь. Господи, пожелай, чтобы мы были покорны Тебе, и пусть же среди наших потомков будет нация (народ), покорная Тебе; научи нас действиям (обрядам) хаджа (паломничества), прости нас, ведь Ты все можешь простить и безгранично Милостив» (Св. Коран, 2:127–129).